Новые требования, выдвигаемые обществом к повышению качества развития ребёнка в учреждениях дошкольного образования, изменения нормативного и учебно-методического обеспечения дошкольного образования Республики Беларусь обосновали потребность в поиске наиболее эффективных моделей планирования образовательного процесса.
Следует отметить, что существуют общепринятые формы планирования:
Календарное планирование – планирование специально организованного обучения, видов детской деятельности и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день недели;
Перспективное планирование – планирование на длительный период: год, полугодие, месяц;
Перспективно-календарное планирование – часть разделов плана планируется на год, полугодие, месяц, а часть разделов планируется на каждый день недели месяца.
В условиях реализации обновленного варианта учебной программы дошкольного образования в учреждении разработана модель перспективно-календарного планирования, которая условно разделена на два составляющих блока:
— специально организованная деятельность;
— нерегламентированная деятельности воспитанников.
Занятия планируются на каждый день недели по следующей схеме:
День недели, дата;
1. Образовательная область и вид занятия, например «Изобразительное искусство» (рисование);
2. Тема занятия;
3. Программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
4. Источники планирования;
5. Методические приемы (перечисляются конкретные приемы, с помощью которых будут достигаться поставленные цели по отношению к группе в целом, к отдельному воспитаннику, например беседа, рассматривание картин, обследование, эксперимент, наблюдение, рассказ, показ способов действия, чтение литературы, дидактическая деятельность детей и т.д.).
В нерегламентированной деятельности планируются гибкие и интересные виды деятельности по направлениям: физическое развитие воспитанника, социально-нравственное и личностное развитие воспитанника, познавательное развитие воспитанника, речевое развитие воспитанника, эстетическое развитие воспитанника. Образовательные задачи распределены по основным видам деятельности: познавательная практическая, общение, игровая, художественная, трудовая, элементарная учебная. Практика показала, что все эти виды деятельности пересекаются друг с другом, интегрируя элементы одна другой, что позволяет жизнь детей сделать интересной, разнообразной, расширить интерес к изучаемому материалу, создать ситуацию успеха каждому ребенку, реализовать потенциал исследовательской деятельности детей, способности делать собственные открытия. Интеграция образовательного процесса обеспечивает в полной мере индивидуализацию и дифференциацию, стимулирует социальную активность детей.
Следует отметить, основной акцент делается на реализацию направлений средствами игровой деятельности.
При реализации направления физическое развитие воспитанников планируются игры побуждающие ребёнка к выполнению активных движений, способствующие развитию двигательных умений и навыков, физических качеств, формированию координации движений.
При реализации направления социально-нравственное и личностное развитие воспитанников планируются игры способствующие приобретению социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, игры на формирование представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам, продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности.
При реализации направления познавательное развитие воспитанников планируются игры на уточнение и закрепление представлений о труде взрослых, об окружающей действительности, способствующие формированию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, настойчивость.
При реализации направления речевое развитие воспитанников планируются игры на формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, активизацию словаря, умения правильно выражать свои мысли.
При реализации направления эстетическое развитие воспитанников планируются игры на формирование и развитие художественных способностей, творчества.
Планирование образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования
План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты:
Годовые задачи учреждения дошкольного образования.
Научно методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных научно методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь).
Список детей по подгруппам (с учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников; подгруппы детей могут изменяться в течение года).
Циклограмма совместной деятельности педагога с воспитанниками в течение дня (содержание деятельности с воспитанниками в первую и вторую половины дня).
Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по психолого-педагогическому образованию родителей и включению их в образовательный процесс).
Формы взаимодействия с семьей
Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагога и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционноразвивающая работа планируется и осуществляется педагогомпсихологом, учителемдефектологом).
Закаливание (основные виды закаливания планируются
с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).
Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1й и 2й прогулках, активный отдых).
Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие).
Планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия; тема занятия; программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные); источники планирования. Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определенное своеобразие. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту; предусмотреть дифференцированные задания для детей.
Нерегламентированную деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная — в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая).
Так, в нерегламентированной деятельности воспитанников, которая организовывается или возникает как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве с учетом возрастной группы планируем:
— игры (сюжетно-ролевые игры, режиссерские, театрализованные, дидактические игры, развивающие, интеллектуальные, игры-экспериментирования, подвижные игры, игра с природными материалами, игры-драматизации, народные белорусские игры); сенсомоторные игры, игры-экспериментирования);
— общение (ситуационные диалоги, беседы, коммуникативные ситуации, артикуляционные упражнения, фонетические игры, невербальные средства общения, чтение с обсуждением, рассказы, этюды, упражнения на развитие коммуникативных умений, игры-задания, ставящие ребёнка в условия морального выбора, проблемные ситуации.
— познавательную практическую деятельность (наблюдения, обследование, действия с измерительным оборудованием, проблемные ситуации, экспериментирование, опыты, целевые прогулки, экскурсии, моделирование, исследование свойств, просмотр диафильмов, видеофильмов познавательного характера);
— трудовую деятельность (труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, коллективный труд, ручной труд);
— художественную деятельность (чтение литературных произведений, праздники, досуги, развлечения, различные виды театров, посещение музеев, театров, выставок, восприятие произведений искусства, чтение литературных произведений, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д., рассматривание иллюстраций, картин, художественных фотографий, драматизации).
В учреждениях дошкольного образования рекомендуется часть структурных компонентов плана (годовые задачи учреждения дошкольного образования; научнометодическое обеспечение; список воспитанников по подгруппам; циклограмма совместной деятельности педагога с воспитанниками в течение дня; взаимодействие с семьей; индивидуальная работа с воспитанниками; закаливание; двигательная активность) планировать на год, полугодие, месяц, а часть (специально организованная и нерегламентированная деятельность) планировать на каждый день недели месяца.