1.Информационный блок
- Тема опыта
Средства, приемы, методы и т. п. в образовательной деятельности.
1.2.Актуальность опыта
Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся при реализации избранного направления в массовой образовательной практике.
1.3.Цели опыта
Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами; формирование основных групп компетенций.
1.4.Задачи опыта
Отражение последовательности действий по достижению цели.
1.5.Длительность работы над опытом
Продолжительность работы.
2.Описание технологии опыта
- Ведущая идея опыта
Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.
2.2.Описание сути опыта
2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта: что защищается и как применяется. Необходимо представить научную основу опыта.
2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).
2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.
- Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.
- Конкретизация представленного материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.
- Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.
2.3.Результативность и эффективность опыта
- Определение критериев и показателей оценки успешности данного опыта, представление результатов.
- Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.
- Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.
3.Заключение
- Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.
- Перспектива совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.
- Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.
- Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.
Список использованных источников.
Приложения (при необходимости)
Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты (фрагменты) занятий, мероприятий и др.
Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта.
Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т. д.
Критерии и показатели оценки представленного педагогического опыта и защиты опыта на основе разработанного фрагмента педагогической деятельности
№ п/п | Критерии | Показатели | Баллы | |
1. | Согласованностьцелей, задач, прогнозируемогорезультатас заявленной проблемой | В представленном опыте нет четкого выделения педагогической проблемы,либо целей и задач деятельности, либорезультата
|
1 | |
Прописанные в представленном опытепедагогическая проблема, цели,задачи,результат деятельности не согласуютсямежду собой
|
2 | |||
Цель деятельности, представленной вопыте, определена на основании заявленной проблемы; задачи направлены нареализацию цели; результат деятельности не отражает степеньдостижения цели
|
3 | |||
Цель деятельности, представленной вопыте, направлена на решениеактуальной проблемы собственной педагогической практики, поставлена конкретно и диагностично; задачи направлены на реализацию цели; результат деятельности отражает степень достижения цели
|
4 | |||
2. | Сущностьопыта | Вопытепредставленоописание отдельных приемов, методов, форм, средств обучения и воспитания, подходов к отбору содержания
|
1 | |
В опыте представлен набор известныхприемов (методы, формы,средства,технологииобученияивоспитания,подходы к отбору содержания), применяемых педагогом и направленных на достижение запланированных результатов
|
2 | |||
Создан педагогический продукт (методы, формы, средства, приемы, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов на основеавторской идеи. Описана деятельность автора по его применению
|
3 | |||
Создан авторский продукт (система методов, форм, средств, приемов, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов. Опыт представлен технологично (четкий алгоритм действий)
|
4 | |||
3. | Результативность,эффективность | Выделеныотдельныепоказателирезультативности. Результативность опыта не доказана
|
1 | |
Выделеныотдельныепоказателирезультативности. Представленные доказательства результативности деятельности не убедительны
|
2 | |||
Выделеныотдельныепоказатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Нечетко определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта
|
3 | |||
Выделены в полном объеме конкретные, взаимосвязанныепоказатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта
|
4 | |||
4. | Методический уровеньописанияопыта | Нет методически обобщенного содержания опыта, но ценность представляет описание отдельных приемов (методов, форм, средств, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания)
|
1 | |
Опыт представляет определенную ценность для педагогических работников, но его описание требует значительной доработки (систематизации материалов)
|
2 | |||
Опыт описан в обобщенном виде, пригоден для распространения в педагогической среде, но требует дополнительного редактирования
|
3 | |||
Опыт описан в обобщенном виде (четко выделяется транслируемое ядро), в форме, пригодной для распространения в педагогической среде. Автор приводит рекомендации по использованию опыта другими педагогами
|
4 | |||
5. | Защита опыта на основе разработанного на экзамене фрагмента педагогической деятельности | Фрагмент педагогической деятельности не доказывает владение автором содержанием представленного опыта. Нарушена структурная целостная фрагмента педагогической деятельности. Цель и задачи занятия поставлены в общем виде. Отобранное содержание не позволяет достичь цели занятия. Деятельность обучающихся на занятии практически не планируется
|
0-3 | |
Фрагмент педагогической деятельностине в полной мере доказывает владениеавтором содержанием представленногоопыта. Фрагмент педагогической деятельности не представляет собой законченный целостный продукт. Цели и задачи занятия поставлены в общем виде. Отобранное содержание частичносоответствует поставленным целям и задачам. Планируется фрагментарнаядеятельность обучающихся
|
4–7 | |||
Фрагмент педагогической деятельностиубедительно доказывает владениеавтором содержанием представленного опыта в различных педагогическихситуациях. Фрагмент педагогической деятельности не представляет собой законченный целостный продукт. Цели и задачи занятия требуют незначительной корректировки. Отобранное содержание в полной мере позволяет достичь цели занятия. Планируется деятельность обучающихся
|
8–11 | |||
Фрагмент педагогической деятельностиубедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях. Фрагмент педагогической деятельности представляет собой законченный целостный продукт. Цели занятия поставлены конкретно и направлены на достижение результата. Содержание в полной мере соответствует поставленным целям и задачам. Планируется системная деятельность обучающихся
|
12–16 |