Структура (примерная) описания педагогического опыта

1.Информационный блок

  1. Тема опыта

Средства, приемы, методы и т. п. в образовательной деятельности.

1.2.Актуальность опыта

Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся при реализации избранного направления в массовой образовательной практике.

1.3.Цели опыта

Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами; формирование основных групп компетенций.

1.4.Задачи опыта

Отражение последовательности действий по достижению цели.

1.5.Длительность работы над опытом

Продолжительность работы.

2.Описание технологии опыта

  1. Ведущая идея опыта

Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2.2.Описание сути опыта

2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта: что защищается и как применяется. Необходимо представить научную основу опыта.

2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся  данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).

2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.

  1.    Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.
  2.  Конкретизация        представленного материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.
  3. Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.

2.3.Результативность и эффективность опыта

  1. Определение критериев и показателей оценки успешности данного опыта, представление результатов.
  2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.
  3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.

3.Заключение

  1. Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.
  2. Перспектива совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.
  3. Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.
  4. Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.

Список использованных источников.

Приложения (при необходимости)

Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты (фрагменты) занятий, мероприятий и др.

Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта.

Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т. д.

 

 

 

Критерии и показатели оценки представленного педагогического опыта и защиты опыта на основе разработанного фрагмента педагогической деятельности

№ п/п Критерии Показатели Баллы
1. Согласованностьцелей, задач, прогнозируемогорезультатас заявленной проблемой В представленном опыте нет четкого выделения педагогической проблемы,либо целей и задач деятельности, либорезультата

 

1
Прописанные в представленном опытепедагогическая проблема, цели,задачи,результат деятельности не согласуютсямежду собой

 

2
Цель деятельности, представленной вопыте, определена на основании заявленной проблемы; задачи направлены нареализацию цели; результат деятельности не отражает степеньдостижения цели

 

3
Цель деятельности, представленной вопыте, направлена на решениеактуальной проблемы собственной педагогической практики, поставлена конкретно и диагностично; задачи направлены на реализацию цели; результат деятельности отражает степень достижения цели

 

4
2. Сущностьопыта Вопытепредставленоописание отдельных приемов, методов, форм, средств обучения и воспитания, подходов к отбору содержания

 

1
В опыте представлен набор известныхприемов (методы, формы,средства,технологииобученияивоспитания,подходы к отбору содержания), применяемых педагогом и направленных на достижение запланированных результатов

 

2
Создан педагогический продукт (методы, формы, средства, приемы, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов на основеавторской идеи. Описана деятельность автора по его применению

 

3
Создан авторский продукт (система методов, форм, средств, приемов, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов. Опыт представлен технологично (четкий алгоритм действий)

 

4
3. Результативность,эффективность Выделеныотдельныепоказателирезультативности. Результативность опыта не доказана

 

1  
Выделеныотдельныепоказателирезультативности. Представленные доказательства результативности деятельности не убедительны

 

2  
Выделеныотдельныепоказатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Нечетко определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта

 

3  
Выделены в полном объеме конкретные, взаимосвязанныепоказатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта

 

4  
4. Методический уровеньописанияопыта Нет методически обобщенного содержания опыта, но ценность представляет описание отдельных приемов (методов, форм, средств, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания)

 

1  
Опыт представляет определенную ценность для педагогических работников, но его описание требует значительной доработки (систематизации материалов)

 

2  
Опыт описан в обобщенном виде, пригоден для распространения в педагогической среде, но требует дополнительного редактирования

 

3  
Опыт описан в обобщенном виде (четко выделяется транслируемое ядро), в форме, пригодной для распространения в педагогической среде. Автор приводит рекомендации по использованию опыта другими педагогами

 

4  
5. Защита опыта на основе разработанного на экзамене фрагмента педагогической деятельности Фрагмент педагогической деятельности не доказывает владение автором содержанием представленного опыта. Нарушена структурная целостная фрагмента педагогической деятельности. Цель и задачи занятия поставлены в общем виде. Отобранное содержание не позволяет достичь цели занятия. Деятельность обучающихся на занятии практически не планируется

 

0-3  
Фрагмент педагогической деятельностине в полной мере доказывает владениеавтором содержанием представленногоопыта. Фрагмент педагогической деятельности не представляет собой законченный целостный продукт. Цели и задачи занятия поставлены в общем виде. Отобранное содержание частичносоответствует поставленным целям и задачам. Планируется фрагментарнаядеятельность обучающихся

 

4–7  
Фрагмент педагогической деятельностиубедительно доказывает владениеавтором содержанием представленного опыта в различных педагогическихситуациях. Фрагмент педагогической деятельности не представляет собой законченный целостный продукт. Цели и задачи занятия требуют незначительной корректировки. Отобранное содержание в полной мере позволяет достичь цели занятия. Планируется деятельность обучающихся

 

8–11  
Фрагмент педагогической деятельностиубедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях. Фрагмент педагогической деятельности представляет собой законченный целостный продукт. Цели занятия поставлены конкретно и направлены на достижение результата. Содержание в полной мере соответствует поставленным целям и задачам. Планируется системная деятельность обучающихся

 

12–16