Родителям на заметку

Родителям о питании 

При организации питания ребенка дошкольного возраста следует учитывать следующее:

  • не допускайте, чтобы ребенок переедал или же испытывал чувство голода;
  • научитесь правильно дозировать количество каждого блюда;
  • можно предлагать ребенку пить натощак воду комнатной температуры (несколько маленьких глотков);
  • если ребенок проголодается между завтраком и обедом, желательно предлагать ему сухофрукты, сырые овощи, фрукты, сухарики, галетное печенье, сок с мякотью, фруктовое пюре, кефир, но не сладкий чай, булочки, сладкое печенье, бутерброды, конфеты, варенье;
  • если ребенок хочет пить, лучше всего утоляет жажду минеральная вода, отвар шиповника, настои из листьев смородины, земляники, хлебный квас, но не: компоты, кисели, сладкие напитки;
  • не заставляйте малыша есть через силу. Если вашим детям объяснения не помогают, понаблюдайте за ними, поищите причину (плохое настроение, плохое самочувствие, озабоченность своими проблемами, незнакомое блюдо, нелюбимый продукт, высказанное кем-то отрицательное мнение о еде и т.д.) Не следует наказывать ребенка, лишая его любимой пищи.

Помните! Дети очень внимательны, они все видят и слышат. Следите за своими репликами о пище. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды все должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребенка это довольно — таки сложное дело.

Не забывайте  хвалить детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки.

Не фиксируйте во время еды внимание ребенка на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья).

Очень важно помнить, что:

  • каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том, что это именно для него;
  • каждый прием пищи должен начинаться с овощей, лучше сырых, крупно нарезанных, если салатов, то свежеприготовленных;
  • почти в каждом блюде можно найти любимый малышом продукт. Необходимо обратить на него внимание ребенка, это поможет развить аппетит;
  • лучший способ приготовления еды — на пару, в духовом шкафу; в собственном соку, с небольшим количеством жира. Это поможет максимально сохранить биологическую ценность продукта, принесет больше пользы организму, предохранит от кариеса, парадонтоза, колита, дисбактериоза и др.;
  • пища для ребенка дошкольника должна быть не протертая, а в натуральном виде;
  • внешний вид помещения, свежесть воздуха, красивая сервировка стола, спокойная атмосфера – все это помощники хорошего аппетита.

 

Консультация для родителей

Особенности питания детей в зимний период

Зимний период имеет свои особенности в организации правильного питания ребенка. Низкая температура воздуха оказывает определенное влияние на организм ребенка. Прежде всего, это повышенная отдача тепла, т.е. высокие энергетические затраты организма, что влечет за собой напряженность всех видов обмена веществ. В целях компенсации растущих энергетических потерь в первую очередь необходимо увеличить белковый компонент пищи. Ребенок ежедневно должен получать мясные и рыбные блюда и молочные продукты, в том числе творог. Особенно полезны кисломолочные продукты, белок которых легче усваивается, а главное – они положительно влияют на состав микрофлоры кишечника и тем самым поддерживают оптимальное состояние здоровья ребенка.

В зимний период ребенок чаще болеет простудными заболеваниями, острыми респираторными и другими инфекциями в результате не только контактов с уже заболевшими, но и охлаждения организма, что резко снижает его сопротивляемость.

Устойчивость ребенка к заболеваниям во многом определяется достаточной обеспеченностью его организма витаминами. Особенно высока роль таких витаминов, как аскорбиновая кислота, витамины группы В, витамин А, а также каротин, из которого вырабатывается витамин А. Поэтому в рацион  ребенка целесообразно  ежедневно включать продукты, наиболее богатые витаминами: свежие овощи, фрукты, зелень.

Известно, что зимой за время долгого хранения содержание витаминов в овощах и фруктах резко снижается. Поэтому наряду со свежими овощами и фруктами детям целесообразно давать соки, фруктовые и ягодные пюре промышленного производства, обогащенные витаминами. Можно использовать и быстрозамороженные продукты, в которых, благодаря современным технологиям, гарантирована сохранность витаминов.

Как организовать рациональное питание дома

Полноценным «строительство» детского организма станет в том случае, если Ваш малыш ежедневно будет иметь в своем рационе:

  • 500 мл молока или кисломолочных продуктов в натуральном виде или вместе с чаем, злаковым кофе;
  • 40 г творога, одно яйцо;
  • 60-70- г мяса (и не реже двух раз в неделю столько же рыбы — без нее детскому организму не обойтись, особенно головному мозгу);
  • 20 г сливочного масла, 7-10 г растительного масла (последнее лучше всего в  натуральном виде, так как в нем есть те вещества, которые помогают становлению ЦНС, желудочно- кишечного тракта, гормональной системы);
  • 150-200 г овощей (морковь, свекла, капуста и др.); фрукты — лучше всего те, которые растут в местности, где родился малыш;
  • 40 г сахара, крупяные блюда, а лучше ассорти (гречка, овсяные хлопья, рис и др.);
  • хлеб — для детей этого возраста уже преимущественно черный;

Консультация для родителей

Роль витаминов в детском питании

Витамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма. Они регулируют обмен веществ, участвуют в образовании фрагментов и гормонов, в окислительных реакциях, повышают сопротивляемость организма к различным заболеваниям, к воздействию токсинов, радионуклеидов, низких или высоких температур и к другим вредным факторам окружающей среды.

Витамины практически не синтезируются в организме. Только некоторые из витаминов группы В в небольшом количестве образуются в кишечнике в результате жизнедеятельности существующих там микроорганизмов. И ещевитамин Д синтезируется в коже человека под воздействием солнечных лучей. Основными же источниками витаминов являются различные продукты питания.

Особенно важно достаточное поступление витаминов в организм в период дошкольного возраста, отличающийся интенсивным развитием и формированием различных органов и систем, напряженностью обменных процессов, совершенствованием структуры и функций центральной нервной системы.

Обычно детям не хватает витамина С, группы В, а также витамина А и бетакаротина. Это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей, отмечаются повышенная утомляемость, вялость, замедление темпов физического развития, ослабление иммунологической защиты, что приводит к росту заболеваемости, затяжному течению патологических процессов. Гиповитаминозы усугубляются при наличии у детей различной хронической патологии, особенно со стороны органов пищеварения.

Чаще всего гиповитаминозы развиваются в результате нарушений в организме питания – при недостаточном включении в рацион свежих овощей и фруктов, молочных продуктов, мяса, рыбы.

В целях профилактики в рационы детей необходимо регулярно включать достаточное количество продуктов, являющихся основными источниками витаминов. Так, главными источниками витамина С являются различные овощи, фрукты, ягоды, зелень, а также картофель. К сожалению, в процессе хранения содержание витамина С в продуктах заметно снижается, например в картофеле. Лучше сохраняется витамин С в кислой среде (квашеная капуста), а также в консервированных продуктах, хранящихся без доступа воздуха (соленые овощи, зелень).

Витамин В1 (тиамин) имеет большое значение для нормального функционирования пищеварительной и центральной нервной систем, принимает активное участие в процессах обмена веществ. При его недостатке в организме отмечается повышенная  утомляемость, мышечная слабость, раздражительность, снижение аппетита. Отмечено, что дефицит витамина В1 развивается в результате недостаточного содержания в рационе растительных масел, являющихся основными источниками полиненасыщенных жирных кислот.

Витамин В2 (рибофлавин) играет большую роль в углеводном и белковом обмене, способствует выработке энергии в организме, обеспечивает нормальное функционирование  центральной нервной системы, способствует лучшему усвоению пищи, поддерживает в норме состояние кожи и слизистых оболочек. При недостатке этого витамина отмечается падение массы тела, развивается слабость, кожа становится сухой, в углах рта появляются трещины и корочки («заеды»). При выраженном дефиците витамина В2 может развиваться воспаление слизистой оболочки глаз (конъюктивит) и полости рта (стоматит).

Основными источниками витамина В2 являются молочные продукты, мясо, субпродукты, яйца, пивные и пекарские дрожжи.

Витамин А (ретинол) необходим для поддержания нормального зрения, процессов роста, хорошего состояния кожных покровов и слизистых оболочек. Он принимает непосредственное участие в образовании в сетчатке глаз зрительного пурпура – особого светочувствительного вещества. Определенную роль витамин А играет в выработке иммунитета.

При дефиците данного витамина в первую очередь снижается острота зрения в сумерках, развивается так называемая «куриная слепота»; у детей отмечаются задержки роста, снижение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям.

Наиболее богаты витамином А рыбий жир, сливочное масло, субпродукты, яичный желток, сыр. В растительных продуктах содержится каротин, из которого вырабатывается витамин А. Каротином богаты зеленые части растений, а также овощи и фрукты оранжевой и красной окраски.

 

Консультация «Если у ребенка плохой аппетит»

Многим родителям знакома картина: ребенок отталкивает тарелку с любовно приготовленной едой, а в случае уговоров мамы съесть еще хотя бы ложечку, закатывает истерику. Особенно проблема отсутствия аппетита у чада беспокоит родителей, если ребенок плохо набирает вес.

Ситуация стара как мир – вспомните, сколько стихов, высмеивающих и критикующих “малоежек”, вы сами слышали в детстве. Между тем, плохой аппетит ребенка – не его вина. Дети в возрасте до 3х лет не мыслят столь изощренно, чтобы, будучи голодными, сознательно отказаться от вкусной еды для того, чтобы поизводить родителей. В таком случае, с чем же может быть связано их поведение, и есть ли возможность решить проблему?

      Причина 1: самочувствие

Плохой аппетит ребенка может объясняться его общим болезненным состоянием (в результате простуды, кишечной инфекции, прорезывания зубов и т.д.). Если у малыша наблюдаются какие-либо симптомы помимо потери интереса к еде, не приставайте к чаду с тарелкой, а обратитесь к врачу. Часто пропадает у детей аппетит в жару – это тоже считается нормой и не требует никаких специальных мер.

        Причина 2: еда “не по возрасту”

Известно, что процесс “освоения” ребенка “взрослой” пищи тесно связан с его психическим развитием и формированием у него определенных навыков. Так, в 4-6 месяцев он начинает проявлять интерес к еде (потому что ее кушают родители), но он пока не способен пережевывать кусочки, поэтому в качестве первого прикорма ему дают пюре или жидкие каши. Ближе к 9 месяцам он уже может пережевывать мягкие кусочки пищи, и в это время малыш способен вообще отказаться от пюре – ему хочется отработать новый навык. В год ребенок может начать претендовать на еду с родительского стола (причем, скорее всего, он захочет есть ее сам и используя столовые приборы “как у взрослых”) и будет с возмущением выплевывать все, что вы накладываете ему из банок с детским питанием. Учитывая эти возрастные особенности, неудивительно, что 3х месячного малыша проблематично накормить манной кашей, а полуторагодовастик отвергает приготовленную на пару и протертую морковку.

       Причина 3: неинтересно кушать

Для ребенка до полутора-двух лет прием пищи – это еще во многом игра или ритуал. Поэтому если вы запретите ему выбрасывать кусочки рагу из тарелки, или выплевывать пережеванное печенье, он может потерять интерес ко всему процессу еды. Вот вам и ребенок с плохим аппетитом! Если вы столкнулись с подобной ситуацией, помните: во-первых, вы, скорее всего, не сможете убедить ребенка на нынешнем этапе его развития отказаться от дурной привычки (но через пару месяцев он сам ее перерастет); во-вторых, если вы будете кричать и ругаться, то аппетит у него может пропасть всерьез и надолго. Поэтому вооружитесь терпением и придумайте карапузу вариант игры с едой, требующий минимальной последующей уборки либо не требующей ее вообще. Или добавьте процессу принятия пищи увлекательности – полейте блюдо томатным соусом или сметаной, красиво оформите его, и предложите ребенку скушать сначала “украшения”, а потом и все остальное. В статье “Игры для малоежек: увлекательная еда” вы найдете несколько способов, как можно заинтересовать процессом употребления пищи малышей разного возраста.

Иногда плохой аппетит ребенка связан с тем, что его не устраивает сама обстановка, в которой он кушает, – например, ему хочется сидеть за одним столом с родителями, а его кормят отдельно. Или он бы предпочел получать еду из родительской тарелки. Или ему мешает работающий телевизор. Поэкспериментируйте со сменой ритуала приема пищи, и, возможно, вы найдете оптимальный. Не бойтесь в данном случае уступить ребенку – создайте ему условия, чтобы он распробовал и полюбил еду: все его “закидоны” быстро пройдут, а аппетит останется.

       Причина 4: невкусно!

Дети после года (а зачастую и раньше) начинают предъявлять определенные требования к вкусовым качествам еды. Поэтому не увлекайтесь приготовлением чересчур пресных диетических блюд – здоровому ребенку это и не нужно. Добавляйте в овощи и мясо не острые приправы, соусы, в кашу – варенье, и обязательно пробуйте еду перед тем, как накормить ребенка. Как вы сами считаете, вкусны эти приготовленные на пару кабачки? Ну вот, а вы хотите, чтобы чадо это ело и “грешите” на плохой аппетит ребенка.

       Причина 5: неправильные пищевые привычки в семье

Пищевые привычки ребенка формируются по родительскому образцу. Поэтому если мама обычно питается зелеными яблоками и “Нарзаном”, а папа кушает гамбургеры во время работы за компьютером, трудно предположить, что ребенок сам вдруг начнет демонстрировать правильное отношение к питанию. Так что если у ребенка плохой аппетит, тщательно проанализируйте ваши семейные пищевые привычки. Возможно, сначала вам придется самим начать питаться сбалансированно, разнообразно и систематически, прежде, чем приучать к этому ребенка.

       Причина 6: неправильный образ жизни

Во многих случаях плохой аппетит у детей — результат того, что организм получает слишком маленькую нагрузку и расходует мало энергии. В этом случае, для того, чтобы исправить ситуацию, достаточно поменять режим дня ребенка, добавив туда еще одну прогулку, активные игры или занятия гимнастикой, поход в бассейн.

Советы родителям по здоровому питанию

Продукты, помогающие в борьбе с простудой

Атакует простуда? Воевать с болезнью можно не только с помощью лекарств — правильная диета помогает победить простуду.

В сезон простуд организму защититься помогут «ударные» дозы витаминов С, А, Е. Рекордсмены по содержанию С – цитрусовые, киви, зеленый перец, капуста брокколи. И незаморские продукты – квашеная капуста и настой шиповника.

Бета-каротин (провитамин А) «поставляют» морковь, шпинат, тыква. Витамином Е богаты орехи (лучше употреблять смесь: кешью, грецкие, кедровые), блюда из печени, растительное масло. Кстати, ради профилактики простуды стоит как лекарство ежедневно употреблять две столовые ложки оливкового масла. Это натуральный и безвредный иммуностимулятор: оно богато полифенолами, которые защищают клетки от проникновения вирусов.

Среди наших защитников и микроэлементы: селен, магний, цинк. А значит, в меню должны быть блюда из свинины, яйца, куры. Выработке фагоцитов (защитных клеток) способствуют блюда из бобовых.

И не забывайте о кисломолочных продуктах, они поддерживают в хорошем рабочем состоянии микрофлору кишечника, которая очень важна для усиления иммунной защиты.

Мы – дежурные!

Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в дошкольном учреждении, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.

Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Важной задачей организации дежурства в дошкольном возрасте является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.

Дежурным выдают специальную форму, состоящую из белых колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

Дошкольники-дежурные каждый день  выполняют свои обязанности: расставляют салфетницы и хлебницы, раскладывают ложки и вилки, помогают убирать посуду после приёма пищи.

Самое главное — полученные навыки детьми в дошкольном учреждении закреплять дома. Привлекайте детей  к самобслуживанию и Вам  будет приятно наблюдать за исполнением обязанностей собственных детей, а  дети почувствуют себя настоящими помощниками !

Праздничная сервировка

Каждый ребенок с нетерпением ожидает любого праздника !!!  Торжество — это яркое, светлое, радостное  событие в жизни  детей, поэтому в этот день особенно стоит подарить ребенку так ожидаемое  им  ощущение чуда. Праздничную атмосферу традиционно составлют шутки, веселые игры, карнавалы и утренники. Детям будет особенно приятно собираться  за красиво накрытым праздничным столом. В подготовке  праздничного стола   следует  задействовать и самих детей — ребята научатся красиво складывать салфетки и празднично сервировать стол. Для них это будет не только увлекательным процессом, но и возможностью получить полезные знания.

Его Величество «Аппетит»!

Ежедневно во время кормления тысячи расстроенных мам задают себе вопрос: «Почему опять не ест?» Чтобы ответить на него, необходимо знать

Причины, влияющие на аппетит детей.

Чувство голода находится в прямой связи со степенью раздражения пищевого центра в мозге. Если определенный импульс не поступает, не успевший проголодаться ребенок находит себе более интересное занятие, чем еда. Когда его при этом насильно кормят, то он, естественно, сопротивляется или идет на ухищрения, позволяя подкупить себя различными обещаниями и лестью. Разумеется, плохо, если ребенок длительное время отказывается от пищи, но здоровое чувство голода — первое условие хорошего аппетита.

Общее состояние организма. Хорошо ест здоровый, но слегка уставший ребенок. Сонный или чрезмерно вялый малыш ест хуже.

Наличие или отсутствие привлекательных факторов. Когда малыш ест, в поле его зрения не должны попадать игрушки и другие интересные предметы. Хорошо, если во время приема пищи рядом с ребенком не будет находиться человек, которого он боится, или человек, который с ним заигрывает и тем самым отвлекает от кормления.

Вкус и качество пищи. Не все дети одинаково воспринимают одни и те же блюда, и потому не следует заставлять ребенка есть то, что ему совсем не нравится. Родители часто замечают, что ребенок одни фрукты и овощи ест с удовольствием, а другие не любят. В этом нет ничего страшного, просто организм подсказывает малышу, чего ему не хватает. Многие же мамы, не зная об этом, стараются уговорить или заставить ребенка съесть то, что ей кажется нужным. Не настаивайте на своем — природа предоставляет массу вариантов для выбора, и, делая его, дети редко ошибаются. К новым блюдам малыша надо приучать постепенно.

Дети часто отказываются от продуктов жестких и грубых, которые они не могут разжевать. Поэтому, готовя очередное блюдо, позаботьтесь о том, чтобы оно было как можно более сочным.

Отказываются дети от слишком горячей пищи, а также блюд пересоленных или кислых.

Ассоциации, связанные с кормлением. Если процесс приема пищи связан у ребенка с неприятными впечатлениями, можете быть уверены, что проблем с питанием возникнет больше, чем когда таких неприятных впечатлений нет. Благоприятная атмосфера за столом способствует появлению у ребенка аппетита.

Напротив, беспорядок, нерегулярность питания, постоянное хождение, шум и споры лишают малыша аппетита.

Активное участие в процессе. Чем самостоятельнее чувствует себя малыш за столом, тем с большим аппетитом он ест, независимо от того, идет ли речь о кормлении из бутылочки, которую он поддерживает обеими руками, или об освоении ложки, а затем и всех столовых приборов.

Запомните эти нехитрые советы и не забывайте следовать им. Если же к этому добавить, что вашим идеалом должен быть не толстый, а здоровый ребенок, то вы не станете пугать себя тем, что ваш малыш, отказавшийся от того или иного блюда, тотчас превратится в дистрофика или будет страдать хроническим отсутствием аппетита.

Культура питания для самых маленьких

Диетологи утверждают – то как мы едим, также важно, как и то что мы едим. Для здорового роста и полноценного развития малыша имеет огромное значение не только качество пищи и ее вкус, но и окружающая обстановка во время еды, поэтому одним из первых навыков, который должен усвоить малыш, является культура поведения за столом. Когда начинать и как научить малыша кушать правильно?

Питания ребенка – одна из главных тем, волнующих родителей. Заботясь о правильном питании своего малыша, родителей больше беспокоят вопросы: какими полезными продуктами нужно кормить кроху и какие блюда приготовить, в то время как на задний план уходит воспитание у ребенка культуры потребления пищи. Да и сами взрослые далеко не всегда являются хорошим примером для своих малышей, часто перекусывая на бегу, на краю стола, заваленного посторонними предметами, сидя перед телевизором или компьютером. Между тем, полноценное и гармоничное развитие ребенка невозможно без формирования у него культурно-гигиенических навыков, которые включают в себя знание и соблюдение правил личной гигиены,  умение вести себя за столом, следование этикету и соблюдение принципов здорового питания. Очень важно воспитывать культуру потребления пищи с раннего возраста, так как именно в детстве закладываются многие привычки, которые в дальнейшем формируют образ жизни, в том числе отношение человека к питанию и к своему здоровью. Кроме того, воспитание культурно-гигиенических навыков имеет большое значение не только для здоровья, но и для успешной социализации ребенка, вхождения малыша в мир взрослых. Хорошо усвоив правила и нормы поведения за столом, у ребенка появится уверенность в себе и чувство собственного достоинства, ему легче будет адаптироваться в новом коллективе и он сможет достойно вести себя в любой обстановке. Таким образом, прививая ребенку культуру употребления пищи с самого раннего детства, родители имеют возможность избежать многих проблем в будущем.

Всему основа – гигиена.

Пищевая культура неразрывно связана с гигиеной питания, никакие хорошие манеры не будут иметь значение, если при этом садиться за неубранный стол с немытыми руками. поэтому обучение малыша культуре питания должно начинаться с соблюдения правил личной гигиены. Чем старше становится ребенок, тем активнее он взаимодействует с окружающим миром и тем чаще сталкивается с микробами и вирусами, являющимися возбудителями различных заболеваний. Незрелость многих систем делает детский организм особенно беззащитным перед неблагоприятными факторами окружающей среды. В отличие от взрослых кислотность желудочного сока у детей раннего возраста значительно ниже, относительно невысока активность пищеварительных фермен¬тов, а иммунная систе¬ма кишечника до конца не сформирована, поэтому бактерии, вирусы и яйца гельминтов, попавшие в организм крохи, например с грязными руками, могут беспрепятственно проникать из желудка в нижележащие отделы пищеваритель¬ного тракта и, гораздо чаще чем у взрослых, вызывать различные заболевания. Поэтому очень важно, чтобы с самого раннего детства малыш усвоил следующие правила гигиены:

— нужно обязательно мыть руки с мылом перед едой (а также  после посещения туалета, после любых контактов с живот¬ными, с землей или песком, по возвращении с улицы домой);

— нельзя пробовать немытые овощи, фрукты и ягоды;

— нельзя кушать поднятую с пола еду.

— принимать пищу нужно только за столом. Есть на ходу, на улице, в транспорте, в магазине, прикасаясь к пище немытыми руками,  негигиенично и некрасиво.

Несмотря на свою простоту, эти правила помогут сохранить здоровье ребенку и другим членам семьи и избежать многих неприятных и опасных заболеваний, таких как острые кишечные инфекции, вирусный гепатит А, заражение гельминтами и т. д.

Мытье рук перед едой должно стать для ребенка естественной и неотъемлемой частью приема пищи. Приучать малыша мыть руки перед едой нужно как можно раньше, начиная с первых «настоящих» приемов пищи. Сначала родители моют руки малышу сами, постепенно давая ему все больше самостоятельности. Каждый раз умывая малыша и моя ему руки, желательно доступно объяснять ему свои действия. Совсем крохе достаточно просто короткого пояснения (например, «сейчас мы моем ручки с мылом»), ребенку постарше можно рассказать историю о вредных микробах-«невидимках» и о том как важно и полезно соблюдать чистоту. Ребенку старше двух лет можно поставить к умывальнику скамейку или невысокий устойчивый стульчик, позволяющий ему самостоятельно дотягиваться до крана. В этом возрасте малыш уже сам в состоянии помыть себе руки, но до трех лет родителям все же лучше находиться рядом с ребенком и контролировать его действия, помогая и направляя, если у крохи что-то не получается. Необходимо выделить маленькому чистюле отдельное полотенце, лучше если оно будет с ярким детским рисунком. Добавит удовольствия от процесса специальное детское мыло в виде маленьких забавных фигурок с приятным запахом. И конечно, обязательным условием эффективного обучения является личный пример мамы и папы.

Место для еды. Желательно, чтобы у ребенка было свое определенное место для еды. Это может быть специальный детский стульчик, который стоит за общим столом или отдельный маленький столик и стул. Наличие собственного обеденного места поможет лучше организовать кормление и сформировать у ребенка привычку принимать пищу только за столом, а также даст возможность малышу почувствовать свою значимость и ощутить себя полноценным членом семьи. Независимо от того сидит ли ребенок за столом взрослых, или за маленьким столиком, необходимо чтобы сиденье стула было отрегулировано в соответствии с ростом малыша. Когда ребенок сидит за столом, его спина должна касаться спинки стула, локти малыша должны находиться на уровне поверхности стола, а ноги, согнутые в коленях под прямым углом, упираться в перекладину стула или стоять на полу, при этом тарелка с едой должна стоять на уровне груди малыша.  Ребенок не должен сидеть слишком высоко или слишком низко. При слишком высокой посадке малышу будет неудобно подносить ложку ко рту, в этом случае кроха может привыкнуть горбиться во время еды и сильно наклоняться к тарелке. Если подбородок ребенка находится близко к столу, значит он сидит слишком низко, в таком случае малыш может привыкнуть держать рот у самой тарелки, а когда вырастет, будет склонять к ней лицо, при этом сутулясь и разбрасывая локти в разные стороны. Следует помнить, что любая неправильная посадка способствует развитию у ребенка нарушений осанки. Расположить детский стульчик лучше так, чтобы из поля зрения крохи исключить все отвлекающие от принятия пищи факторы  — телевизор, обзор окна или входной двери. Обеденное место ребенка должно всегда содержаться в чистоте, это поможет избежать кишечных расстройств и с самого начала приучать ребенка к чистоте и аккуратности за столом.

Детская посуда. У ребенка должна быть отдельная посуда (чашка, тарелка, ложка, вилка), которыми не пользуются другие члены семьи. Красивая детская посуда повышает интерес к приготовленным блюдам, улучшает аппетит, стимулирует у малыша желание учиться есть самостоятельно. Кроме того, изображение сказочных персонажей на дне тарелки является сюрпризом по окончанию еды, своеобразным видом похвалы, что формирует у ребенка позитивное отношение к процессу принятия пищи. При выборе детской посуды необходимо руководствоваться не только соображениями привлекательности и удобства, но и безопасности, посуда для малыша должна быть сертифицирована и изготовлена из экологически безопасных материалов. Требования к чистоте детской посуды гораздо выше, чем для посуды общего пользования, поэтому мыть и хранить детскую посуду желательно также отдельно  — это позволит ребенку избежать заражения различными инфекционными заболеваниями, если кто-то в семье не здоров.

Кушаем красиво.

Умение вести себя за столом – одна из главных составляющих культуры питания и культуры поведения человека в целом, но формировать навыки культурного приема пищи необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.

В возрасте от 6 месяцев до 1 года ребенок только начинает познавать новые вкусовые ощущения, в это время малыш очень увлечен изучением консистенции еды, ее всевозможных свойств и получает огромное удовольствие от прикосновений к пище, размазывания, выкидывания и прочих экспериментов с продуктами питания. Такое поведение ребенка является абсолютно здоровым и нормальным.  В этот период не стоит запрещать ребенку брать пищу руками, ведь таким образом малыш отрабатывает важнейший моторный навык – так называемый, «пинцетный» захват большим и указательным пальцем. Даже такое, казалось бы, простое движение —  взять и донести до рта кусочек пищи  требует хорошей координации, целенаправленности и точного выполнения действий. Чем раньше ребенок освоит и научится контролировать мелкие точные движения пальцев рук, чем скорее поймет, как пища попадает в рот, тем быстрее он преуспеет в умении пользоваться ложкой и, в конечном счете, научится есть самостоятельно.

Активные попытки обучить малыша до года хорошим манерам за столом вряд ли дадут ощутимые результаты. Тем не менее, психологи утверждают, что знакомство ребенка с культурой питания начинается уже с первых месяцев жизни, но обучение носит не активный, а пассивный характер. Ребенок наблюдает, как остальные члены семьи ведут себя за столом и впитывает эти правила поведения независимо от того, как сам себя ведет на данный момент. Основная задача родителей в этот период приобщать ребенка к культуре принятия пищи своим примером, проявлять терпение и всячески поощрять самостоятельность малыша, мягко и постепенно обучая его навыкам самостоятельного приема пищи. Не стоит сердиться и делать резких замечаний малышу за «некультурное» поведение, чтобы не испортить аппетит  и не закрепить у крохи отрицательное отношение к обстановке, связанной с приемом пищи, но и попустительствовать баловству с едой тоже не нужно. Нельзя допускать, чтобы малыш кидался едой или играл с ней. Родителям необходимо чутко следить за поведением ребенка, как только малыш перестал охотно открывать рот и начал возиться в тарелке, а тем более выкладывать ее содержимое на стол — это верный признак того, что прием пищи закончен и началась игра. В таком случае следует спокойно прекратить кормление и сопроводить кроху на пол или в игровое место, чтобы он занимался чем-то другим, в то время как все остальные кушают.

Дорога ложка к обеду. Ближе к году, когда ребенок начинает интересоваться ложкой, во время кормления нужно предложить крохе маленькую детскую ложечку для обучения его самостоятельной еде, удобнее начинать такое обучение с густой каши. Ложку лучше давать в начале еды, так как, насытившись, ребенок вряд ли захочет кушать сам. Получив в руки ложку, малыш не сразу сможет с нею справиться, поначалу его движения будут хаотичными и направленными больше на исследование нового предмета, чем на попытки донести пищу ко рту. Необходимо многократно и терпеливо показывать ему, как удобнее брать и держать ложку, зачерпывать пищу. Большинство малышей вначале держат ложку в кулаке, до 1,5-2 лет – это вполне нормально и допустимо. Но потом лучше постепенно приучать ребенка держать ложку правильно «по-взрослому»: чуть пониже широкой части ручки тремя пальцами — большим, указательным и средним. Когда кроха научится хорошо держать ложку, следует приучать его правильно зачерпывать пищу и правильно есть с ложки, поднося ко рту боковой стороной. Важно подсказывать ребенку, что не нужно слишком широко открывать рот при поднесении ложки, не нужно засасывать кончик ложки или засовывать ложку в рот целиком. Первое время малыш быстро устает, и маме придется докармливать его второй ложкой. Но по мере совершенствования его навыков очень важно предоставлять маленькому едоку все больше возможности кушать самому. Конечно, это приносит некоторые неудобства, затягивает процесс кормления и у родителей возникает соблазн самим накормить кроху быстро и аккуратно. Но если лишить годовалого ребенка возможности научиться держать ложку и пробовать есть самому, то малыш может надолго потерять интерес к этому занятию, и в результате освоит этот навык гораздо позже своих сверстников.

Постепенно по мере взросления ребенка следует расширять набор используемых столовых приборов и посуды. С 2-2,5 лет ребенка можно обучать пользованию вилкой. Для ребенка нужна маленькая детская вилка, зубья которой не очень острые. Нужно объяснить и показать ребенку, как пользоваться вилкой, в зависимости от блюда, которое он кушает: когда зубья вилки должны быть направлены вниз, а когда – вверх. Ближе к 4-5 годам следует показать ребенку, как пользуются ножом, этот столовый прибор так же как и вилка должен иметь неострые края. Лучше на собственном примере показать малышу, что каждое блюдо едят по-своему: суп — только с помощью столовой ложки, для вторых блюд существуют нож и вилка, а маленькая ложечка нужна для того, чтобы есть десерты. Постепенно следует приучать ребенка есть из разной посуды, подавая первое блюдо в глубокой тарелке, второе — в мелкой, фрукты и десерты — в специальных маленьких тарелочках.

Аккуратность. Необходимо с раннего возраста приучать ребенка к аккуратности во время еды. Малыш должен садиться только за чистый стол. С самого начала родителям самим нужно стараться кормить малыша аккуратно, чтобы не испачкать лицо, а если пища все-таки попала мимо рта – сразу вытирать салфеткой. Для того чтобы не испачкать одежду крохи нужно обязательно пользоваться нагрудником или специальным детским фартуком. Когда ребенок начнет кушать самостоятельно, необходимо поощрять и хвалить кроху за старание кушать аккуратно, не проливая и не роняя пищу на стол и на себя. Необходимо показать ему для чего нужна салфетка и как ей пользоваться. Следует приучать малыша самостоятельно пользоваться салфетками не только тогда, когда прием пищи закончен, но и в процессе еды при необходимости. Очень важно воспитывать у ребенка уважение к любой пище, особенно к хлебу, не допускать баловства с едой, объяснять, что все продукты питания созданы трудом людей.

Таким образом, к 3 годам ребенок должен уметь самостоятельно опрятно есть первые и вторые блюда, пользоваться столовыми приборами (ложкой и вилкой), салфетками. Малыш должен усвоить, что вставать из-за стола можно только закончив прием пищи, после еды нужно обязательно поблагодарить накормившего его человека, прополоскать рот теплой водой. В этот период следует постепенно начинать знакомить ребенка с правилами этикета за столом.

Правила этикета. Существует огромное множество правил этикета, культура потребления пищи может различаться в зависимости от национальных и семейных традиций и, безусловно, трехлетнему малышу невозможно освоить все премудрости взрослого этикета. Родителям важно понимать, что многие правила поведения за столом имеют не только эстетическое значение, но и имеют под собой физиологическую основу, поэтому обучая ребенка культуре поведения за столом необходимо, в первую очередь прививать малышу те хорошие манеры, которые обеспечат безопасность ребенка, предотвратят неприятные ситуации и будут способствовать сохранению его здоровья. В первую очередь ребенок должен усвоить следующие правила поведения за столом:

•   кушать за столом необходимо красиво и аккуратно, чтобы не испортить аппетит и настроение окружающих.

•   сидеть за столом следует ровно, не разваливаясь на стуле, не раскачиваясь.  Ребенок не должен горбиться, низко наклоняться к тарелке, сидеть с поджатыми под себя ногами, ставить локти на стол. У ребенка, родители которого не уделяют должного внимания правильной позе за столом, привычка неправильно сидеть очень быстро закрепляется и в дальнейшем увеличивается риск развития различных нарушений осанки.

•    во время еды нельзя спешить, отвлекаться, набивать рот слишком большим количеством пищи, разговаривать с полным ртом, чавкать. Все это не только некрасиво и неприятно для окружающих, но и нарушает процесс пережевывания пищи. Тщательное пережевывание пищи является необходимым условием хорошего пищеварения, так как процесс переваривания начинается уже в ротовой полости. Чтобы легче усвоиться, пища во рту должна хорошо измельчиться и смочиться слюной, после чего ферменты слюны начинают расщеплять крахмалы и белки, а к нижележащим отделам поступает сигнал для выработки пищеварительных соков и ферментов. Если ребенок торопится и плохо пережевывает пищу, процесс пищеварения замедляется, значительно возрастает нагрузка на нижележащие отделы желудочно-кишечного тракта и могут возникнуть различные нарушения пищеварения. К тому же проглатывая большие куски пищи, ребенок рискует подавиться. Вот почему так важно приучать малыша тщательно неторопливо пережевывать пищу и набирать на ложку или вилку столько еды, сколько он сможет без труда прожевать.

•   принимая пищу нельзя играть с едой, посудой, столовыми приборами, особенно вилкой, так как можно пораниться, подавиться, опрокинуть на себя горячую пищу.

•   не следует запивать пищу большим количеством жидкости (водой, соком, молоком). Такая привычка часто формируется в детстве и является вредной для пищеварения. Во-первых, напитки ослабляют действие слюны на пищу, снижая активность ее ферментов. Во-вторых, при запивании человек часто глотает, не разжевывая, что увеличивает нагрузку на желудок и кишечник. В-третьих, жидкость, поступающая  в желудок вместе с  пищей, снижает  концентрацию желудочного сока, и в результате – пищеварение  замедляется и пища хуже усваивается. Недостаточно переваренная пища, попадая в кишечник, может спровоцировать процессы брожения и гниения с образованием газов и токсичных веществ, которые всасываются в кровь и отравляют организм, вызывая различные заболевания. Кроме того, такие жидкости как сок и молоко не совместимы со многими продуктами и могут еще больше усугубить нарушения пищеварения. Диетологи рекомендуют запивать лишь сухую пищу небольшим количеством воды.

После того как малыш усвоит основные правила, родители должны объяснить ребенку, что не следует лазить своей ложкой в тарелку, поставленную для всех, нельзя также лазить пальцами в общую солонку, так как это может быть неприятно людям, которые сидят рядом за столом. Помимо этого, ребенок должен знать, что нельзя выбирать для себя лучшие кусочки из общего блюда, показывая тем самым, что мы лучше других, ведь люди относятся к нам так же, как и мы к ним. По мере взросления ребенка список правил хорошего тона будет все больше расширяться.

Здоровое питание. Помимо приобретения вышеперечисленных навыков, воспитание культуры питания подразумевает формирование у ребенка правильного отношения к еде. Употребление «здоровых» продуктов, умеренность в еде, разнообразное питание должны с раннего детства стать основой для формирования пищевого поведения ребенка, чтобы впоследствии сложиться в образ жизни. Но привить ребенку эти ценности возможно, только в случае если все члены семьи придерживаются принципов здорового питания.

Уважаемые родители!

Надеемся, что наши советы помогут вам организовать

правильное питание ваших детей.

Сбалансированный рацион питания, богатый всеми необходимыми веществами, непременно обеспечит детям заряд энергии и крепкое здоровье. При правильном питании Вы очень скоро заметите, что ребенок стал чаще радовать вас хорошим настроением, здоровым цветом лица и успехами в развитии.